Рейтинг зарплат: сколько получают в украинской моде

Почему-то многие считают, что в украинской модной среде крутятся огромные деньги, и каждый, кто хоть какой-то стороной касается этой индустрии, зарабатывает заоблачные суммы. На самом деле все гораздо проще, ведь зарплаты рыночные и очень часто не отвечают долларовым суммам, которые были раньше. Например, 10 лет назад пишущий журналист мог накопить на хороший автомобиль, что очень контрастирует с сегодняшней ситуацией, когда тому же трудяге хватает собственной зарплаты лишь на то, чтобы прожить месяц, отказывая себе во всяких “излишествах”.

Еще одна ситуация с автомобилями. Многие дизайнеры берутся запускать собственное дело на свои средства или на средства инвесторов, не прося при этом помощи у родителей или мужей. И за счет того, что в модной индустрии все работает по принципу пост-оплаты, у них просто нет возможности достать средства из производства и соответственно купить себе авто.

Все бытующие сегодня фантастические мифы об огромных зарплатах остались в прошлом десятилетии, когда экономика Украины стремительно росла, а все вокруг богатели. Тогда у страны было много денег, но вот людей, хорошо ориентирующихся в моде, мало. Сейчас ситуация кардинально поменялась: денег недостаточно, а знаний прибавилось. Средний класс, который, казалось бы, только начал присматриваться к дизайнерским вещам и был готов тратить деньги, подкосило падение курса гривны к доллару и евро. Естественно, такой поворот отразился на всей индустрии. К примеру, сегодня уже почти не осталось рекламодателей, готовых заплатить $50.000 за проект в печатном журнале, что собственно и поддерживало существование и развитие глянца.

К слову, в креативной индустрии основное место работы не всегда единственное: журналисты пишут для нескольких изданий одновременно, а стилисты глянца работают сразу над несколькими проектами. За счет таких подработок многие и живут.

Онлайн-проект FW-daily, проанализировал реальную ситуацию на рынке зарплат в модной индустрии по 4-ем категориям.

1.Производство

proizvodstvo-1140x685

Каждый год Украина экспортирует товаров легкой промышленности на $500 млн. Несмотря на кризис, в последнее время на рынке дела идут действительно очень хорошо. Все чаще запускаются новые линии производства, начинают работать фабрики. К примеру, Arber Group работает над открытием сразу нескольких новых производств. Невысокая стоимость работы, которая с падением курса гривны опустилась до минимума, способствует росту числа заказов из Европы.

Месяц (грн) Год (грн)
Швея 5.000 – 8.000 60.000-96.000
Лаборант 8.000 — 10.000 96.000 — 120.000
Конструктор 12.000 — 20.000 144.000 – 240.000
Закройщик 6.000 — 10.000 72.000 — 120.000
Руководитель производства 15.000 – 20.000 180.000 – 240.000

Также одним из важнейших факторов является популяризация украинских дизайнеров в Украине и за ее пределами. Для таких известных брендов, как Paskal, Anna K, Anna October, Vita Kin и Andre Tan трудятся команды из десятков человек. Спрос на работников из сферы легкой промышленности огромен. К примеру, на сайтах по поиску работы на данный момент открыто более 400 вакансий на позицию швеи. Как сообщил представитель одной из киевских фабрик, на эту профессию сейчас огромный спрос и работодатели пытаются “заманить” и предложить швеям все условия для того, чтобы они работали именно с ними.

Огромный тормоз индустрии – украинская таможня, ведь именно через нее проходят все такни, которые экспортируются в Украину. Постоянные задержки в пропуске товара, коррупция и другие факторы негативно отражаются на росте отрасли.

2.Продажи

3

В сфере продаж многое зависит от выторга и результатов. Средняя зарплата продавца составляет 6 000 гривен, но всегда есть возможность удвоить сумму, имея продажи на некую сумму. Продавцы, у которых достаточно долгий стаж работы, могут рассчитывать на з.п. в 8 000 – 10 000 гривен, без учета процента.

Месяц (грн) Год (грн)
Продавец 8.000 – 15.000 96.000 – 180.000
Байер 20.000 – 30.000 240.000 – 360.000
Руководитель 20.000 – 80.000 240.000 – 960.000
Бухгалтер 8.000 – 20.000 96.000 – 240.000
PR 7.000 – 25.000 84.000 – 300.000
Оформление витрин/мерчендайзинг 15.000 – 20.000 180.000 – 240.000

Что касается специалистов по закупкам, то с ними дела обстоят чуть сложнее, ведь работодатель должен оплатить их перелет, проживание и закупки для компании. Поэтому доход в $1.000 — уже чистая сумма, выданная на руки. В нашей стране очень мало подобных специалистов, поэтому порой магазины готовы платить и 60 000 гривен, чтобы всеми силами удержать профессионала.

То же самое и с руководителями бутиков, чья ставка чаще всего не превышает $1.000,но на комиссии от продаж они могут ее удвоить или даже утроить. Главное – результат, на который работает руководитель, ибо за простой продаж никто не станет платить директору 80.000 и даже 50.000 грн.

Один из опрошенных редакцией участников рынка рассказывает: “Не хочу называть конкретных цифр, но диапазон зарплат в сфере визуального мерчендайзинга варьируется от 15 до 20 тысяч гривен. Конечно, из-за отсутствия конкуренции в Украине, доход вполне приемлемый, но хотелось бы, чтобы зарплата все же была на уровне с европейскими — несколько тысяч евро”. Декорация витрин под каждый сезон и ежемесячное обновление экспозиций также входит в эту сумму.

3.СМИ

4

Главная беда глянцевых изданий и сайтов о моде – отсутствие необходимого бюджета. Издательство таких популярных журналов, как Cosmopolitan, Elle и Harper`s Bazaar, является очень убыточным. Прибыльных качественных онлайн-изданий также совсем не много, ведь чтобы собирать интересные истории, нужен штат журналистов, на поддержание которого практически никогда нет денег.

Месяц (грн) Год (грн)
Журналист 4.000 – 12.000 48.000 – 144.000
Редактор 8.000 – 16.000 96.000 – 192.000
Главный редактор 20.000 – 60.000 240.000 – 720.000
Креативный директор 20.000 – 40.000 240.000 – 480.000
Коммерческий директор 15.000 – 40.000 180.000 – 480.000
Литредактор 8.000 – 12.000 96.000 – 144.000
Блогер
Иллюстратор
Стилист 8.000 – 15.000 96.000 – 180.000
Фотограф 10.000 – 30.000 120.000 – 360.000

Сегодня журналисты не имеют постоянного и единственного места заработка, они постоянно ищут подработку в нескольких изданиях сразу или работают фрилансерами. Иногда дизайнеры, бренды или магазины делают подарки, но получают их в основном светские персоны.

Главные редакторы тоже не особо купаются в деньгах. При курсе 8 грн/$1 они могли рассчитывать на $2-5 тысяч/месяц, ну а сейчас в долларах зарплата их сильно упала, как и уровень жизни, который предполагает покупку дорогой брендовой одежды и поездки заграницу.

Сейчас глянцевые издания стоят немало, и не каждый будет тратить около сотни гривен на их покупку, ведь основная публика подобного рода литературы – средний класс. Поэтому журналы продаются плохо, даже учитывая тот факт, что издаются тиражом 10 000 вместо указанных 30 000. Ситуацию спасают только онлайн-издания, ведь охват там больше и рекламодателей проще найти.

Пожалуй, единственные, кто хорошо зарабатывает – это коммерческие директора, которые получают большой процент от продажи рекламы, и креативные директора, успевающие делать верстку сразу для нескольких изданий или подрабатывать на стороне.

Говоря о фотографах и стилистах, стоит четко понимать, что все они постоянно работают над отдельными проектами, за которые получают гонорары. Учитывая тот факт, что в Киеве практически ежедневно проходят творческие мероприятия, то наработав себе хорошее имя и базу клиентов, в месяц фотограф спокойно сможет зарабатывать $1.000. Иллюстратор Наталия Тюленева говорит: “Каждый оценивает свой труд по-разному: кто-то берет за одну работу 75 грн, а кто-то — $300, и находятся заказчики и той, и другой ценовой категории. Но нужно адекватно оценивать рынок: у нас в стране не готовы платить большие гонорары за творчество, все считают это 5-минутной работой на коленке. Это касается не только иллюстрации, а всей сферы графического дизайна”.

Для блогеров их работа не является основным источником дохода, потому что бренды и компании не привыкли платить за такие услуги, расценивая их, как взаимный пиар. Хорошо зарабатывать этой профессией можно лишь правильно себя подав.

4.Мода

5

В основном, дизайнеры не зарабатывают на производстве собственной одежды.  Один из ведущих украинских дизайнеров рассказал о том, как его коллеги по цеху гордились продажами 8-10 платьев за сезон, что фактически означает продажу семплов. Выпуск коллекций дотируется извне, поэтому на подобные пробелы в продажах часто внимания не обращают.

Месяц (грн) Год (грн)
Дизайнер 8.000 – 25.000 96.000 – 300.000
Ассистент дизайнера 4.000 – 8.000 48.000 – 96.000
Директор бренда 13.000 – 25.000 156.000 – 300.000
PR 5.000 – 20.000 60.000 – 240.000
Модель 5.000 – 10.000 60.000 – 120.000

Вырученные от продаж деньги дизайнеры вкладывают в производство: закупают ткани, рассчитываются с командой, после чего из полученной изначально суммы почти ничего не остается. Грандиозные суммы в размере десятков тысяч долларов зарабатывают лишь пару дизайнеров в Украине, остальные получают в разы меньше.

Ассистенты дизайнеров работают почти за бесплатно — либо ради опыта, либо за символическую плату. Та же ситуация и с пиарщиками, которые частенько работают за вещи, ну или за совсем небольшой месячный оклад. Александров Барков, работающий на позиции ассистента дизайнера, рассказывает: «Зарплата ассистента дизайнера — вещь сложная. Ее нужно заслужить. Нужно понимать, что зарплата может быть 1500, а может быть 15 000 — все зависит от конкретного бренда и его уровня. И продажи! Даже у крутого бренда может выйти неудачный сезон, в котором не будет продаж, и платить тебе зарплату будет просто не из чего».

Еще один собеседник собеседник FW-Daily отметил: «Мало кто понимает, что директор бренда — это инвестиция, а не дыра в бюджете. Он сможет взять на себя большую часть работы, организовать продажи и производство. Но посмотрите на украинский рынок, подобная позиция есть всего у нескольких дизайнеров».

Что касается модельной работы, модель Мира Марчук в разговоре с FW-Daily рассказала о сложностях модельной профессии: «Нужно пройти кастинги, примерки, репетиции. Обо всем этом часто сообщают в последний момент. В результате, ты тратишь огромное количество усилий ради денег, прожить на которые невозможно, — говорит модель. — Еще одна сложность — система, по которой выдают деньги. Многие бренды платят с задержкой. Ты забрал 500 гривен, а когда тебе другой дизайнер выдал следующие 500, от предыдущих осталось 20. И ты будто ходишь на грани — а вдруг не заплатят, а вдруг перенесут выплату. Агентства тоже выдают деньги только в определенные даты и их нужно ждать. Хорошо зарабатывают лишь несколько топовых моделей, которых в Украине совсем мало».

5. С мира по нитке

6

В украинской моде каждый пытается крутиться, как может: модели превращаются в диджеев на вечеринках, дизайнеры становятся стилистами, чтобы заработать денег на пошив собственной коллекции, а в магазинах выставляются по дружбе, а не из-за хороших продаж. Украинский рынок очень непрозрачный: один из первых «белых» кассовых аппаратов появится только в ЦУМе. Для большинства работа не является основным и единственным местом заработка, ведь как говорилось ранее, на зарплату в $300-$500 прожить нелегко.

Источник: fw-daily.com

Источник фото: fw-daily.com

 

 

 

 

 

Previous ArticleNext Article

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *