Почему мода нуждается в культурном цитировании?

Современный пользователь социальных сетей – главный критик, цифровой судья, присяжный и палач в одном лице. Как это влияет на модную индустрию? Стоит вспомнить реакцию на бумеранг Chanel стоимость около 2 тысяч долларов – «Сжечь 31 Rue Cambon дотла!». А скандал с кастинг-директором Balenciaga и его жестоким обращением с моделями – пригрозить расправой его детям. Прямая ссылка Gucci на работу Даниэля «Dapper Dan» Дэя, скандального портного, который прославился своими дорогостоящими подделками на известные люксовые бренды, – «Смерть Алессандро Микеле! Это фашистская партия моды!».

Работы Dapper Dan, 1980-е. Фото: messynessychic.com

Но не все так просто: без Gucci не было бы такого Dapper Dan, каким мы его знаем сегодня. Итальянский бренд – часть истории марки Дэниэля Дэя. Если учитывать это, цитата Микеле сразу кажется искренним и ясным жестом. Более того, когда Микеле решил использовать творчество Дэя, совмещая его с тематикой эпохи Возрождения, он поставил наследие Dapper Dan в один ряд с работами величайших мастеров живописи – Боттичелли, Тициана и да Винчи.

Сумрачная кампания Gucci Pre-Fall 2017 использует те же элементы: вдохновленная Dapper Dan, она заимствует образы Нью-йоркской хип-хоп тусовки конца 1970-х годов и движения Northern Soul в Англии. И здесь сообщение Gucci более чем просто понятно: культура андерграунда и «черных» районов заслуживает того, чтобы оказаться основной темой в коллекциях многомиллиардного бренда.

38-gucci-womens-pre-fall-2017Gucci Pre Fall 2017. Фото: vogue.com

Тогда почему реакция была именно такой? И почему такая критика рискует уничтожить чистый креатив?

Возможно, ответ на все вопросы скрыт в самом термине – «цитирование». В последние годы он ассоциируется с бессовестным воровством незападных культур и священных символов, охраняемых самопровозглашенным «Generation #Woke» (Поколение «Справедливости» – прим. ред.). На самом деле имеется в виду «поддельное» цитирование, именно те случаи, когда оно становится поверхностным и эксплуататорским, одним словом, плагиатом.

Однако корректное цитирование может создать культурный обмен и обогатить уже существующий художественный язык дизайнеров, художников, архитекторов и любых других деятелей искусства. Оно может стать двигателем, который продвигает культуру вперед, разрушая границы привычного.

Почему никто не спорит против фьюжн-кухни? Возможно ли, что употребляя пищу других культур или даже пытаясь приготовить ее дома, мы виновны в незаконном культурном присвоении? Музыка может послужить таким же примером, особенно хип-хоп, – какой она была бы не будь семплов и ремиксов? Конечно, без культурного взаимообмена мир был бы гораздо более скучным местом, ограниченный узкими границами старого наследия.

Мода, в частности, преуспевает в цитировании. Когда китайский дизайнер Го Пэй использует имперскую историю своих предков в своих работах, преувеличивая и романтизируя ее, результат оказывается поразительным. Зарубежные дизайнеры должны быть свободны делать то же самое.

92872689jpgПлатье авторства Го Пей. Фото: fashionista.com

Без свободы фантазии и любопытства, границы остаются закрытыми, а кодексы стереотипов – неповрежденными. Какая сила сдвинет культуру с мертвой точки? Разве не от этого зависит культурная эволюция и творчество?

Previous ArticleNext Article

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *