Плюсы и минусы самообслуживания в ритейле

Кассовые системы самообслуживания (Self Checkout) существуют уже почти в каждой цивилизованной стране мира, и с каждым днем набирают все большую популярность среди ритейлеров. Но помимо преимуществ, в работе с ними есть также и отрицательные моменты. Менеджер по продукции группы компаний «Пилот» Андрей Пивоваров в своей статье рассказал о плюсах и минусах самообслуживания в ритейле.

В первую очередь Андрей поведал читателю о семи сценариях самообслуживания. Три первых относятся к категории «Совмещенное сканирование и оплата»:

  1. Кассир сам производит сканирование и оплату;
  2. Кассир производит сканирование, а покупатель оплату;
  3. Покупатель самостоятельно производит сканирование и оплату;

К категории «Раздельное сканирование и оплата» относятся остальные четыре сценария:

  1. С помощью стационарного сканера кассир сканирует товар, а покупатель самостоятельно совершает оплату;
  2. С помощью мобильного сканера кассир сканирует товар, а покупатель самостоятельно совершает оплату;
  3. С помощью стационарного сканера покупатель самостоятельно сканирует товар и совершает оплату;
  4. С помощью мобильного сканера покупатель самостоятельно сканирует товар и совершает оплату;

Также кассы самообслуживания делятся по способам оплаты: наличными или кредитной картой, с рециркуляцией банкнот и монет или без них.

Наиболее популярными способами являются:

  • Самостоятельное сканирование и оплата покупателем товара;
  • Сканирование кассиром и оплата покупателем товара без помощи персонала магазина;

В больших магазинах крупных городов оплата чаще всего производится безналичным способом, так как проникновение платежных карт в этом случае составляет от 30 до 60%. В магазинах эконом — класса, которые находятся в небольших городах, оплата производится в основном наличными.

Далее Андрей Пивоваров дает несколько советов по внедрению систем самообслуживания, и в первую очередь рекомендует выделить для Self Checkout отдельную зону, что обеспечит условия для работы концепции. Конечно, без перепланировки торгового зала тут не обойтись. Зона, в которой будут установлены кассовые системы, должна привлекать покупателя и быть заметной. Именно поэтому  стоит разместить указатели или вывески, что не даст посетителю пройти мимо.

Следующий совет – обученные консультанты. Поначалу в зоне самообслуживания будут необходимы 2 сотрудника, а спустя пару месяцев – один. Главная задача консультантов в зоне Self Checkout – это помощь покупателям, у которых возникают вопросы или проблемы при работе с новым устройством. Присутствие персонала не позволит клиенту чувствовать себя растерянным и брошенным с незнакомой ему техникой.

Также важно помнить о выходе из зоны самообслуживания, где стоит расположить контрольные ворота или охранника, который сможет контролировать порядок.

От советов автор переходит непосредственно к плюсам и минусам Self Checkout.

Плюсы системы:

  • За счет большого количества касс, ускоряется процесс расчета с клиентом, который привлекается к активному участию в процессе покупки, что собственно влияет на его лояльность. Самоустраняются очереди.
  • Оптимизируется работа магазина. В «час пик» можно просто открыть больше касс, не увеличивая нормо-часы кассиров. Свободный персонал можно отправить для работы на другие участки торгового зала.
  • Уменьшается риск ошибок и краж, связанных с вовлечением персонала. Благодаря 3-уровневой безопасности – камерам наблюдения, месту упаковки с весами и обслуживающему работнику – нечистый на руку кассир не сможет совершить кражу. Тем более, ему не доступна денежная масса.
  • Оптимизация торговых площадей.

Минусы системы:

  • Высокая стоимость терминалов Self Checkout. Их цена варьируется от 12 до 20 тыс. евро.
  • Срок окупаемости – слишком долог. Одна касса окупается в течение 2-5 лет, и не каждый ритейлер может позволить себе так долго ждать.
  • На обслуживание покупателя у кассы уходит практически в 2 раза больше времени, чем у обычного кассира.
  • Сложность привлечения внимания покупателя к зоне самообслуживания.

Система Self Checkout появилась не так давно, и у нее еще есть много недоработок. Но, ссылаясь на результат, она действительно востребована и ритейлеры крайне заинтересованы в ее развитии и совершенствовании.

Источник: new-retail.ru

Источник фото: blog.icpl.org

 

Previous ArticleNext Article

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *