Instagram: вред или польза?

Прошло семь лет с момента рождения Instagram. Семь прекрасных лет, если вы спросите пользователей, которые регулярно пополняют контент своего аккаунта. За свою короткую жизнь Instagram вырос из приложения для редактирования изображений (помните, как редактировали фотографию в Instagram только для того, чтобы загрузить ее на Facebook?) в карманное пространство галереи и базу данных, где можно черпнуть вдохновения. Он создан для поклонников, чтобы они не расставались со своими кумирами ни на секунду, для обычных людей и их дачных фотографий, и для прибыльной карьеры тех, кто постиг искусство быть популярным и находчивым одновременно. Он инициировал множество культурных изменений, особенно в мире искусства, и особенно, если речь идет о плагиате.

Плагиат всегда был грязным словом как в искусстве, так и моде. На протяжении десятилетий юридические команды рассматривали дела, связанные с нарушением авторских прав. Но до интернета (а точнее, эпохи Instagram) инциденты плагиата редко приковывали столько нашего внимания. Два дизайнера или художника, если и появлялись с похожими идеями, то просто оставались незамеченными или их сходство называлось творческим совпадением, – так было без Instagram. В конце концов, двум людям может прийти в голову одна и та же идея, верно?

Теперь кажется, что каждый новый день начинается с подобной истории. Нас это перестало удивлять.  Взять недавний инцидент с участием Gucci, студента Central Saint Martins Пьера-Луи Овре и нескольких инопланетян. Дело получило много внимания, и многие молодые дизайнеры приняли участие в дискуссии, которая развязалась в Instagram, – платформе, которая наиболее широко распространяет доказательства сходства – высказывая свое мнение, что делает проблему предметом общественного беспокойства. Независимо от того, являются ли утверждения Овре против Gucci достоверными, это отдельный и очень сложный вопрос. Но стоит подумать о том, как такая ситуация могла бы развернуться в до-Instagram эпоху.

БезымянныйСлева работа студента Central Saint Martins Пьера-Луи Овре, справа – кампейн Gucci FW 17

В 2002 году, будучи креативным директором Balenciaga, Николя Гескьер, как утверждается, скопировал работу менее известного дизайнера Кэйсика Вонга. Когда он был допрошен, Гескьер признался: «[он] сделал это, да». Инцидент освещался в некоторых изданиях, большинство из которых признали в действительности тот факт, что «копирование – часть истории моды». Но, по сути, это тоже правда.

Сейчас тяжело сравнить этот инцидент с теми, которые случаются сегодня – теперь у нас другое отношение к плагиату в моде или искусстве. Мы стали гораздо более свободны (в выражении своего мнения), и гораздо менее самодовольны. Постоянное повторение подобных ситуаций (Aurora James и Zara, Sködia и Topshop), а также последующая  реакция общественности подтверждают, что, когда дело доходит до подражателей, мы стали более осведомленными и менее требовательными.

«Творцы, кем бы они ни были – художниками, фотографами, скульпторами или дизайнерами, – больше публикуют свои собственные работы сегодня», – сказала Джуди Зербо, юрист по вопросам моды, в интервью для i-D, – «Я имею в виду, что у них просто нет выбора. Они должны постоянно делиться идеями, если хотят оставаться актуальными. Но все же молодые креативщики продолжают так же реагировать: они всегда очень шокированы тем, что их работы, которые они демонстрируют в Instagram, кто-то использует без разрешения. Эта платформа дала нам более широкую перспективу и увеличила доступ ко всему. И в то же время, она способствует копированию, что является большой проблемой или преимуществом, это с какой стороны взглянуть».

Зербо говорит, что наше отношение к плагиату – это не единственное, что меняет Instagram. Сравнивая работы, молодые художники начинают думать по-разному о том, как они размещают свои творения в Интернете. Для тех из нас, кто полагается на Instagram, чтобы публиковать и продвигать свое искусство и идеи, этот процесс может оказаться не таким беззаботным, каким мог бы быть. Нам стало интересно: это приложение предлагает обществу большую прозрачность, когда дело доходит до плагиата? Или это действительно облегчает процесс кражи идеи?

«Мне было бы интересно узнать, является ли Instagram в этом случае более полезным или более вредным», – говорит Зербо, – «Я думаю, что молодым дизайнерам и художникам нужно больше думать о стратегии публикации своих идей, а не обсуждать, кто у кого что своровал. Думаю, нам всем такой подход был бы полезен. Например, если у вас есть блестящая идея, не делитесь ею, пока вы на самом деле не готовы предложить ее кому-то или продать».

Уроженец Мельбурна, фотограф Джек Хокинс знает, что Instagram – это потрясающий инструмент продвижения и, в то же время, потенциальный предатель его творчества. Когда он узнал (через Instagram) о сходствах между личным проектом и видео-кампейном весна-лето 2005 Calvin Klein Jeans, Хокинс был уверен, что его работа послужила серьезным бэкграундом и прямым источником вдохновения для модного Дома – хотя и слишком буквальным.

stolen_feature-800x381Слева работа фотографа Джека Хокинса, справа – кампания Calvin Klein Jeans SS 2005. Фото: petapixel.com

«Instagram – огромная часть того, что я делаю для себя и своих клиентов, но эта площадка может оказаться весьма неприятным местом», – сказал Хокинс i-D. Когда инцидент получил огласку, а история стала вирусной, Хокинс советовал своим сверстникам и юристам не быть таким либеральным, как он, когда делился своей работой в Интернете. «Этот опыт заставил меня почувствовать себя немного пустым, но, опять же, Instagram – один из величайших инструментов для творчества и для борьбы с такими инцидентами. Это сложная ситуация. Как будто мы не можем выжить без него, но, в то же время, он приносит нам много вреда», – продолжил фотограф.

Социальные медиа сделали наше поколение невероятно грамотным: Facebook научил нас знакомится в Интернете и рассказывать о себе, а Twitter показал нам, как кратко делиться информацией. С приходом Instagram появился совершенно новый этикет в социальных сетях. Мы взаимодействуем с приложением, как будто это коммерческое пространство галереи, беря с собой все сложности авторского права. И поэтому мы постоянно находимся на тонкой грани между тем, чтобы быть признанным или быть обворованными.

Согласно Зербо, есть вещи, которые могут сделать художники, чтобы снизить риск копии их идей в Instagram, хотя это и не «уверенное лечение». Когда к ней в юридическое бюро приходили дизайнеры, попавшие в проблематичные истории с интеллектуальной собственности, она часто предлагает этот совет: «Легко скопировать один новый силуэт в одежде или какую-то фотографию, но сложно скопировать всю суть бренда. Если вы строите реальную коммуникацию со своим потребителем, и вы предлагаете ему опыт, увлекательный для него, то ваш материал трудно скопировать. Важно создать бренд, который не будет разваливаться, если один дизайн будет уволен или покинет свой пост. Мой совет молодым творцам – убедитесь, что вы предлагаете больше, чем от вас ожидают».

Поэтому пока что воровство идей и концепций, вероятно, продолжится в уже привычном для нас темпе. Несмотря на сотни таких случаев, не многие из тех, кто стал жертвой Insta-плагиата, перестали загружать свои работы в Сеть или переключились с режима «Public» на «Private». «Часто молодые бренды используют Instagram в качестве основы для обсуждения: воровство – ведь тоже повод поговорить?», – ухмыляется Зербо. Небольшая реклама никогда не повредит, не так ли?

Previous ArticleNext Article

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *